Для соблюдения законодательства в области охраны водных ресурсов и для обеспечения норм качества воды разрабатывается природопользователями и утверждается госорганами в установленном порядке проект нормативов допустимых сбросов.
За отсутствие проекта нормативов НДС законодательством предусмотрено административное наказание.
Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа (п.1 ст.8.14 КоАП РФ):
— на граждан — от 500 до 1 000 руб.;
— на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.;
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 20 000 до 30 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— на юридических лиц — от 80 000 до 100 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Нормативы допустимых сбросов — нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками (ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Кто должен разрабатывать проект НДС
Исходя из определения нормативов допустимых сбросов – проект НДС должны разрабатывать природопользователи осуществляющие сброс сточных (дренажных) вод в водные объекты.
— осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов;
— установлении размеров платежей, связанных с пользованием водными объектами;
— наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении ущерба при нарушении водного законодательства;
— оценке эффективности водоохранных мероприятий.
Разработка проекта НДC
Проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ со сточными водами выполняется в соответствии с:
— Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
— Указом Президента РФ от 04.02.1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»,
— Приказом Минприроды РФ от 17.12.2007 г. № 333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» (далее — Методика).
Величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей (Приложения 1 и 2 к Методике).
Величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося природного фонового качества воды.
Нормирование качества воды осуществляется в соответствии с физическими, химическими, биологическими (в том числе микробиологическими и паразитологическими) и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта (п.2 Методики).
При сбросе сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, используемые для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для рекреационных целей, гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного створа на расстоянии (на водотоках — ниже по течению; на водоемах и морях — на акватории в радиусе) не далее 500 метров от места сброса сточных, в том числе дренажных, вод (п.4 Методики).
При сбросе сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты рыбохозяйственного значения нормативы качества вод или их природные состав и свойства должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного створа на расстоянии (на водотоках — ниже по течению; на водоемах и морях — на акватории в радиусе) не далее 500 метров от места сброса сточных, в том числе дренажных, вод (п.5 Методики).
Для сбросов сточных, в том числе дренажных, вод в границе населенного пункта НДС определяются исходя из отнесения требований к качеству воды в водном объекте в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод, установленных для видов водопользования, осуществляемых на водном объекте, к самим сточным водам независимо от типа выпуска сточных вод. При сбросе сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты в границе населенного пункта контрольный створ должен быть расположен непосредственно у места сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
При сбросе сточных вод, в том числе дренажных, в водный объект через рассеивающие выпуски, гарантирующие необходимое смешение и разбавление сбрасываемых вод, нормативные требования к составу и свойствам воды должны обеспечиваться в створе начального разбавления рассеивающего выпуска (п.8 Методики).
Что должно быть в составе проекта НДС
Проект НДС, за исключением случаев, предусмотренных должен содержать:
— ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных, в том числе дренажных, вод с указанием сведений (географических координат и расстояния в километрах от устья (для водотоков)) о местонахождении каждого выпуска сточных, в том числе дренажных, вод;
— план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;
— данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в том числе дренажные, воды;
— данные о составе очистных сооружений, об эффективности очистки;
— данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам;
— водохозяйственный баланс водопользования;
— гидрологическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных, в том числе дренажных, вод по информации, полученной в соответствии с п.11 Методики;
— данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта после сброса сточных, в том числе дренажных, вод за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом аккредитованной испытательной лаборатории (центра);
— данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС, по информации, полученной в соответствии с п.11 Методики;
— данные о расходе сточных, в том числе дренажных, вод отдельно по каждому выпуску сточных, в том числе дренажных, вод с характеристикой типа выпуска сточных, в том числе дренажных, вод;
— перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных, в том числе дренажных, вод;
— расчет НДС в соответствии с Методикой;
— результаты расчета НДС, оформленные в соответствии с п.1-8 Приложения 1 к Методике.
Кроме того, должны быть представлены данные о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет (отдельно за каждый год из 5 лет), заполненные в соответствии с Приложением 3 к Методике.
Содержание проекта НДС при осуществлении строительных работ, реконструкции объектов капитального строительства
На период осуществления строительных работ, реконструкции объектов капитального строительства при наличии сбросов сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты проект НДС должен содержать (п.14.2 Методики):
— ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных, в том числе дренажных, вод, с указанием сведений (географических координат и расстояния в километрах от устья (для водотоков)) о местонахождении каждого выпуска сточных, в том числе дренажных, вод;
— данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в том числе дренажные, воды;
— данные о составе очистных сооружений, об эффективности очистки;
— гидрологическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных, в том числе дренажных, вод по информации, полученной в соответствии с п.11 Методики;
— данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта после сброса сточных, в том числе дренажных, вод за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом аккредитованной испытательной лаборатории (центра);
— данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС, по информации, полученной в соответствии с п.11 Методики;
— данные о расходе сточных, в том числе дренажных, вод отдельно по каждому выпуску сточных, в том числе дренажных, вод с характеристикой типа выпуска сточных, в том числе дренажных, вод;
— перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных, в том числе дренажных, вод;
— расчет НДС в соответствии с Методикой;
— результаты расчета НДС, оформленные в соответствии с п.1-8 Приложения 1 к Методике.
Соглаcование и утверждение НДС
Административный регламент Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее — Административный регламент), утвержден Приказом Минприроды РФ от 02.06.2014 г. № 246.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»НДС веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Росводресурсами по согласованию с:
— Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);
— Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
— Федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовство);
— Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Срок утверждения НДС
Территориальный орган Росводресурсов принимает решение об утверждении НДС либо о предоставлении мотивированного отказа в утверждении НДС в срок, не превышающий 45 рабочих дней с даты регистрации документов (п.7 Административного регламента).
Срок действия НДС
Согласно п.14 Методики НДС утверждаются:
— при установлении НДС на уровне нормативов качества вод водного объекта — на 5 лет;
— при установлении НДС с учетом разбавления — на 3 года.
Разработка и утверждение новых НДС до истечения срока действия утвержденных в установленном порядке НДС осуществляются в следующих случаях (п.14 Методики):
— при изменении более чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.);
— при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод, параметров сброса;
— при утверждении в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Последним этапом согласования проекта НДС является оформление разрешения на сброс загрязняющих веществ со сточными водами в территориальном отделении Росприроднадзора.
Компания «Эко-Агент» оказывает полный комплекс услуг по разработке проекта НДС с получением конечного документа – разрешения на сброс загрязняющих веществ со сточными водами.
Наши неоспоримые преимущества:
— опытные специалисты с выездом на место изучат вашу первичную документацию, систему водоотведения, источники сброса загрязняющих веществ;
— наличие собственной аккредитованной лаборатории позволит в короткие сроки по наилучшим ценам сделать анализы сточных вод, необходимые для разработки проекта НДС;
-мы сопровождаем весь процесс согласования до получения конечного положительного результата;