Часто задаваемые вопросы в области платы за негативное воздействие на окружающую среду

10 марта 2017

Часто задаваемые вопросы в области платы

за негативное воздействие на окружающую среду

 

  1. Каким нормативным актом определён порядок заполнения и представления декларации о плате за негативное воздействие (далее декларация)?

Приказ Минприроды России от 09.01.2017 г. № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.02.2017 N 45747).

  1. В каком виде нужно подавать декларацию и куда представляется декларация?

Декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющие функции администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по плате, по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления.

При наличии электронной цифровой подписи — декларация подаётся в электронном виде с использованием электронных сервисов Росприроднадзора, при этом на бумажном носителе декларация не представляется.

При отсутствии электронной цифровой подписи — декларация подаётся в Управление Росприроднадзора по на бумажном носителе с одновременным предоставлением копии в формате xml на электронном носителе, сформированной путём использования электронных сервисов, в т.ч. предоставляемых Росприроднадзором (Модуль природопользователя, начиная с версии 3.8.3.)

  1. Какие документы должны быть приложены к декларации.

(п.3 Приказ Минприроды России от 09.01.2017 N 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.02.2017 N 45747)

К декларации о плате прилагаются следующие документы:

а) документ, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждает полномочия лица, действующего от имени лица, обязанного вносить плату, на подписание и (или) представление декларации о плате — в случае, если декларация о плате подписывается и (или) представляется уполномоченным представителем лица, обязанного вносить плату;

б) перечень (реестр) документов, подтверждающих расходы лиц, обязанных вносить плату, на финансирование в отчетном периоде мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, включенных в планы снижения выбросов и сбросов, и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа (по каждому из мероприятий, по которым осуществлялась корректировка размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа) с указанием их реквизитов (номер, дата) (далее — реестр документов) — в случае, если лицо, обязанное вносить плату, осуществило в отчетном году корректировку размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа.

  1. Где можно получить форму декларации?

В правовых системах Консультант+, Гарант, на сайте Управления Росприроднадзора по РТ.

  1. За какие виды негативного воздействия предусмотрено взимание платы?

За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

  1. У нас деятельность осуществляется в нескольких муниципальных районах. Сколько деклараций надо предоставить?

В случае, если на территории субъекта Российской Федерации расположено несколько объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, объектов размещения отходов производства и потребления, то представляется одна декларация о плате. Таким образом, представляется одна декларация, в которой разделы заполняются в зависимости от количества объектов негативного воздействия и районов их нахождения.

Исключением является наличие у юридического лица подразделений с разными КПП, в таком случае декларация подаётся по каждому подразделению (КПП).

В случае, если объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, объекты размещения отходов производства и потребления находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, по каждому субъекту Российской Федерации лицами, обязанными вносить плату, представляется отдельная декларация о плате.

  1. Нужно ли платить за отходы, передаваемые на утилизацию, обезвреживание (ртутные лампы, масла, лом металлов, аккумуляторы и т.д.)?

Нет, не нужно. Плата взимается исключительно за виды отходов, которые размещаются (вывозятся) на объектах размещения отходов (полигоны, свалки). Отходы, передаваемые на утилизацию, обезвреживание, не указываются в декларации.

  1. Нужно ли платить за выбросы от  передвижных источников (ГСМ)?

С 01.01.2015 данный вид платы не взимается.

  1. Сроки оплаты и представления декларации о плате за НВОС за 2016.

Оплата производится не позднее 1 марта 2017 г. Декларация представляется не позднее 10 марта 2017 г. (ст.16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017))

  1. За 2016 г. мы внесли авансовые платежи за 3 квартала, как нам оплачивать 4 квартал?

За 4 квартал плата вносится по факту. Т.е. вычисляется сумма, подлежащая уплате за 2016г. Далее сумма сопоставляется с внесёнными авансовыми платежами. Если образовалась недоплата, то необходимо произвести уплату не позднее 1 марта 2017 г. Если образовалась переплата, то природопользователь вправе написать заявление на возврат либо на зачёт в счёт будущих платежей.

Заявление на зачёт пишется в свободной форме с указанием КБК, на которой необходимо зачесть плату и периода будущих платежей.

  1. Можно ли заполнить декларацию без разбивки по стационарным источникам выбросов?

Нет, нельзя.

  1. Как определить, является ли юридическое лицо, индивидуальный предприниматель плательщиком платы за НВОС?

Согласно статье 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее объекты НВОС), к объектам I, II, III и IV категорий осуществляется юридическим лицом самостоятельно, руководствуясь постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий». Если объект хозяйственной деятельности не подпадает ни под один из критериев, то такой объект не является объектом НВОС и не подлежит постановке на государственный учет в соответствии с положением статьи 69 Закона № 7-ФЗ.

Вопросы исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду не связаны напрямую с определением Объекта НВОС, поэтому подготовка соответствующих отчетов и внесение платы осуществляется в соответствии с п.1 ст.16.1 Закона № 7-ФЗ и требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Обращаем внимание, что в соответствии со ст.16_1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, вносится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, при осуществлении которыми хозяйственной или иной деятельности образовались отходы.

Таким образом, если при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями хозяйственной деятельности образуются отходы, то им в соответствии со ст. 16_4 Закон   № 7-ФЗ следовало не позднее 01.03.2017 года внести плату за негативное воздействие на окружающую среду по итогам 2016 года, а также необходимо представить Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ  от 09.01.2017 №3 «Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» (зарегистрированного в Минюсте России 22.02.2017), за 2016 год не позднее 10.03.2017 года.

  1. Какие ставки платы использовать при заполнении декларации.

Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен ст.16.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее –закон № 7-ФЗ). Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен ст.16.3 Закона № 7-ФЗ.

Ставки платы установлены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах».

  1. Обязаны ли вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов медицинские учреждения?

Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон) отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 323-ФЗ), к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами, установлены СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (далее — СанПиН 2.1.7.2790-10).

Система обращения с медицинскими отходами, определенная положениями Главы III СанПиН 2.1.7.2790-10, должна включать этапы сбора, перемещения на временное хранение, обеззараживание/обезвреживание, транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы, захоронение или уничтожение медицинских отходов.

Частью 2 ст.49 Закона N 323-ФЗ и п.2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 определено подразделение медицинских отходов в соответствии с критериями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 N 681, на пять классов опасности (А, Б, В, Г, Д) в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания человека.

Класс А (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к твердым бытовым отходам, критерием опасности которых является отсутствие в их составе возбудителей инфекционных заболеваний) включает отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными: канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства, смет от уборки территории, пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических.

В соответствии с пп.7.1 и 7.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование отходов класса А организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления. Кроме того, при транспортировании медицинских отходов указанного класса разрешается применение транспорта, используемого для перевозки твердых бытовых отходов.

В соответствии с п.2.8 СП 2.1.7.1038-01.2.1.7 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 N 16, на полигоны твердых бытовых отходов осуществляется прием твердых отходов лечебно-профилактических учреждений в соответствии с разработанной и утвержденной схемой обращения с медицинскими отходами, содержащей информацию о способах обеззараживания/обезвреживания и удаления медицинских отходов.

Таким образом, санитарным законодательством допускается осуществление обращения медицинских отходов класса А в соответствии с требованиями, законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.

В связи с чем, действие норм Закона, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы, за исключением упомянутого класса медицинских отходов, прошедших в установленном законодательством порядке обеззараживание и (или) обезвреживание, и отходов, образовавшихся после обезвреживания медицинских отходов.

Данная позиция изложена в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2016 № АА-03-03-32/13510.