Проект зон санитарной охраны скважин

Разработка проекта организации зоны санитарной охраны подземного водозабора (проекта ЗСО) является важным условием легализации водозаборных скважин и приведения добычи подземных вод в соответствие требованиям действующего законодательства.

Расчет зон санитарной охраны производится в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02, который определяет санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а так же территорий, на которых они расположены.

Последние изменения в законе «О недрах» (N 459-ФЗ от 29 декабря 2014 г.), вступившие в действие с 01 января 2015 г., указывают, что наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (санитарного заключения на проект ЗСО) является одним из ключевых требований при получении лицензии на пользование участком недр местного значения, содержащего подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Зоны санитарной охраны вокруг водозаборных скважин устанавливаются в соответствие с санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения».

Указанный документ регламентирует не только порядок организации зоны санитарной охраны и перечень мероприятий, которые должны проводиться в пределах каждого пояса зоны санитарной охраны, но и устанавливает круг лиц, ответственных за соблюдение установленных норм.

Согласно п. 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02, санитарные мероприятия должны выполняться:
а) в пределах первого пояса ЗСО — органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов;
б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО — владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Согласно п. 1.16 СанПиН 2.1.4.1110-02, государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории ЗСО осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации путем разработки и контроля за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, согласования водоохранных мероприятий и контроля качества воды источника.

Согласно п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02, отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

Последний пункт означает, что отсутствие проекта зоны санитарной охраны не является поводом для несоблюдения санитарно-эпидемиологических норм в границах трех поясов зоны санитарной охраны, причем, как для собственников водозаборного сооружения, так и для лиц, земельные участки которых расположены в пределах указанных трех поясов ЗСО. Т.е. соблюдение норм санитарно-эпидемиологической безопасности население является обязательным условием, как для собственника водозаборных скважин, так и для собственников земельных участков, располагающихся в непосредственной близости от водозаборного сооружения.

Какая ответственность предусмотрена за отсутствие проекта ЗСО для водозаборных скважин?

Согласно п. 2 статьи 8.42 КОАП, использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Расчет и определение границ первого, второго и третьего пояса зоны санитарной охраны подземного водозабора, используемого для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, выполняется квалифицированными специалистами-гидрогеологами на основании данных о геолого-гидрогеологическом строении участка недр, состоянии и режиме эксплуатации водозаборных скважин, а также данных опытно-фильтрационных работ, выполненных на водозаборном участке.

Сроки выполнения работ: 3-6 месяцев.