Разработка проектов санитарно-защитной зоны предприятий

ООО «Эко-Агент» предлагает услуги по разработке проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ). Наша организация традиционно берет на себя весь комплекс работ, включая согласование документов в госорганах.

Работаем с предприятиями Казани, Татарстана и регионов ПФО.

Требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ (п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Санитарно-защитная зона — обязательный элемент любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны и разработка является обязательной:

  • для объектов I — III класса опасности является обязательной.
  • для объектов IV-V классам опасности если в нормативной СЗЗ располагаются жилые дома, спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения и т.д.
Проект СЗЗ не разрабатывается в случаях, если:

  • предприятие не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. уровни создаваемого предприятием загрязнения за пределами промышленной площадки которых не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ;
  • предприятие относится к IV-V классам опасности и гл.VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определен нормативный размер санитарно-защитной зоны;
  • предприятие является объектом малого бизнеса, относящимся к V классу опасности.

Санитарно-защитная зона промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно:

  • расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.);
  • установленная (окончательная) — на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров

Два этапа согласования проекта

  • сначала проект проходит санитарно-эпидемиологическую экспертизу в уполномоченных экспертных институтах (ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан»);
  • полученное экспертное заключение подаётся в Территориальное Управление Роспотребнадзора для получения санитарно-эпидемиологического заключения.

Но даже после всех этих этапов предприятие получает лишь временно установленную санитарно-защитную зону, которую оно обязано контролировать в течение года. И только после этого, в случае соблюдения всех норм предприятию будет установлена окончательная граница санитарно-защитной зоны.

По проекту расчетной СЗЗ для предприятий I и II классов опасности выдается заключение заместителя Главного государственного санитарного врача РФ с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ или его заместителем.

Для предприятий III, IV и V классов опасности по проекту расчетной санитарно-защитной зоны выдаются решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя.

Установление размера санитарно-защитных зон предприятия

Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (п.4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Установление размеров установленных санитарно-защитных зон:

  • Для промышленных объектов и производств I и II классов опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ на основании (п.4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):
Имеется собственная аккредитованная лаборатория для проведения натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия, согласно программы наблюдений на границе СЗЗ, можно провести с привлечением собственной.
  1. предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту РФ;
  2. действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  3. экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;
  4. оценки риска здоровью населения.
  • Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя на основании (п.4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):
  1. действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  2. результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).

Срок действия

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не регламентируют сроки действия проекта СЗЗ.
Таким образом, если в санитарно-эпидемиологическом заключении не указан срок действия проекта, то проект СЗЗ будет считаться бессрочным. СЗЗ утверждается на полный срок существования предприятия. Пересмотр проекта СЗЗ происходит в том случае, когда изменяются технологические процессы на предприятии, появляются изменения планов смежных землепользователей или начинается застройка близлежащих территорий.

Ответственность за отсутствие проекта СЗЗ

За отсутствие проекта СЗЗ или неправильно разработанный проект хозяйствующий субъект может быть привлечен к административной ответственности:

В соответствии со ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

— на граждан — от 100 до 500 руб.;
— на должностных лиц — от 500 до 1 000 руб.;
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,- от 500 до 1 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
В соответствии с п.2 ст.7.2 КоАП РФ уничтожение или повреждение знаков, обозначающих границы санитарно-защитных зон, влечет наложение административного штрафа:
— на граждан — от 3 000 до 5 000 руб.;
— на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.;
— на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.